Металлоконструкции, пришедшие на смену кирпичу и камню, произвели настоящую революцию в строительстве зданий во второй половине ХІХ-начале ХХ века. Практичные здания из железа было легко производить и тиражировать, а также возводить в короткие сроки. Вслед за промышленными и гражданскими проектами архитекторы начали экспериментальное создание храмов из металла.
Железная кирха Отто Бартнинга
Перед Меланхтонкирхе в Эссене у стены невзрачного бетонного здания 70-х годов находятся два колокола. На первый взгляд их можно принять за декоративный городской элемент, популярный сейчас в немецких городах. Но табличка рядом объясняет, почему колокола здесь. В этом месте в 30-е годы стоял один из самых странных и самых замечательных примеров современной архитектуры — железная церковь Отто Бартнинга (Stahlkirche von Otto Bartning).

Отто Бартнинг (1883—1959)
Это был огромный собор из стекла и металла. Конструкция состояла из 20-метровых стальных балок, накрытых медными листами кровли и облицовки фасада. Пробелы между балками заполняли 660 свинцовых витражей-стеклопакетов, состоящих из цветных стекол художницы Элизабет Кёстер (Elisabeth Coester). С внешней стороны окна напоминали стеклянные фасады многих функционалистских заводов. Башни выглядели как два небоскреба, а единственный неф — как зернохранилище.
Железную церковь сейчас бы отнесли к модному стимпанку, хотя реально храм сочетал суровую готику и промышленный дизайн немецкого функционализма. Церковь состояла из огромных сборных конструкций — это был фактически комплект мобильного здания. Отто Бартнинг создавал её даже не для служения культа. Первоначально, это был огромный павильон протестантской литературы на международной издательской выставке в Кёльне в 1928 году. Сама выставка «Пресса — мировоззрение на Рейне» была своего рода смесью экспо- и медиафорума, нового амбициозного выставочного формата, который должен был закрепить за Кёльном звание мировой столицы СМИ.
Железная церковь своей формой была своеобразным архитектурным видением будущего религиозных организаций, стремящихся угнаться за прогрессом — храм теперь можно переносить туда, где люди в нём имеют нужду. Стандартные конструкции Отто Бартнинга позволяли также ускорить миссионерскую деятельность в любом уголке мира — производство церквей T-модели теперь стало возможно поставить на конвейер.
Однако после выставки церковь не пошла «в тираж». Тяжелая экономическая ситуация в Германии отразилась и на протестантских приходах, многие из них не могли себе позволить храм из железа. В итоге железная церковь была бесплатно передана религиозной общине Эссена на условиях самовывоза из Кёльна. Вновь освященная уже на новом месте Stahlkirche вызывала споры у местной публики. Хотя её сильно ценили националистически настроенные «немецкие христиане» за суровый, даже брутальный вид. Этот стиль хорошо гармонировал с новой «тевтонской» архитектурой фашистской Германии. В 1935 году с храма демонтировали напрестольный крест. Одна из первых бомбардировок Эссена в 1942 году закончилась для железной церкви трагически — бомбы разрушили стальной каркас. Полурасплавленный скелет стал для местных жителей на многие годы символом начавшейся Второй мировой.
Талант Отто Бартнинга показал, что культовые здания вполне могли стать частью промышленного строительства с недорогими и практичными материалами, простыми формами и конструкциями. Как архитектурный теоретик, он стремился выделить в церкви пространство гражданской светской архитектуры. В 1919 году Бартнинг заявил, что аутентичная церковная архитектура появляется в тот момент, когда признаётся священный характер здания, следовательно конструкция и стиль «храма» имеют второстепенное вспомогательное значение.

Церковь-Звезда Отто Бартнинга
Следуя этой идее, архитектор в начале 20-х годов разработал модель «Церкви-Звезды» — экспрессионистского проекта, устранявшего традиционную форму храма. Простые настенные росписи и прикованное на кафедре Писание позволяли бы держать церковь открытой 24 часа в сутки. Это был радикальный контраст с традиционными храмами, зачастую закрытыми для сохранности церковных сокровищ и произведений искусства. Церковь-Звезда так и осталась идеей, однако следующий проект архитектора — Железная церковь — был успешно реализован.
«Киевский» прототип: железная церковь инженера Никкельса
Идея железных церквей имела неожиданную предысторию в Киеве. В 1866 году местный генерал-губернатор Александр Безак предложил возвести очередной православный храм по проекту инженера Р. Никкельса — только из металла. 85-тонная церковь представляла собой каркас из железа, на который монтировали стальные листы обшивки стен и крыши. Купола также были из железа, однако фронтоны, капители и лестницы были отлиты из чугуна, а оконные рамы и кресты — из кованого железа. Это был довольно ординарный эклектичный проект в «псевдорусском» стиле, спроектированный по всем канонам православной конфессии.
Никкельс очень быстро изготовил церковь в Петербурге, после чего ее разобрали и отправили в Киев, где уже был подготовлен фундамент. В марте 1868 года части храма прибыли в город вместе с другим аналогичным сооружением — железной часовней Александра Невского. Железную часовню весом в 7 тонн смонтировали на Царской площади (нынешняя Европейская площадь) в 1870 году.
Что же касается самой Железной церкви, то при ее возведении проблемы сменяли друг друга одна за другой. Началось все с того, что Никкельс почему-то отказывался ехать в Киев монтировать свое детище, а киевский архитектор Николай Юргенс, которому было поручено строительство, так же упорно не желал начинать его без автора технологии. После длительных проволочек автор церкви все-таки выехал в Киев, но по дороге заболел и умер. Собирать здание пришлось Юргенсу при помощи архитектора Михаила Иконникова. Дело значительно усложнялось тем, что детали не совпадали либо были повреждены во время разборки и транспортировки. К тому же, куда-то пропали чертежи сооружения. В итоге церковь, части которой прибыли в Киев в 1868 году, была завершена и освящена только 16 августа 1871 года.
Очень быстро стало понятно, что технология Никкельса себя не оправдывает — именно из-за свойств железа. Летом в раскаленную в Железную церковь невозможно было зайти, а зимой, несмотря на четыре печки, помещение плохо нагревалось. Почти сразу же из-за плохой вентиляции стены покрылись плесенью, так что дышать во время службы было почти невозможно. И все-таки храм на многолюдной базарной площади продолжал функционировать.
История этого сооружения, как и часовни, закончилась в 30-х годах. Так, в 1931 году Наркомат образования признал церковь не имеющей исторического значения, а в 1934 году ее закрыли и уничтожили. Формальным поводом к демонтажу послужила реконструкция трамвайных путей.
К сожалению, не известно, знал ли Отто Бартнинг о киевском прототипе своих железных храмов.
Сергей Шелегов,
специально для портала «Обработка металла»,
по материалам Bartnings Stahlkirche
и live.comments.ua